 |
Минтранс России отменяет результаты регуляторной гильотины в гражданской авиации
|
Дзен-Канал "Воздушное законодательство"
15 ноября 2023 г. |
|
В соответствии с принятым в 2020 году Федеральным законом № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» механизм «регуляторной гильотины» предусматривал пересмотр нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и вступивших в силу до 1 января 2020 года, с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ. Целями реализации механизма «Регуляторной гильотины» являлось создание в сферах регулирования новой системы понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снятие избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, снижение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
В период 2019-2021 годов представители от бизнеса совместно с представителями госорганов (Минтранса России, Росавиации, Ространснадзора) в постоянных спорах и дискуссиях формировали перечень нормативных правовых актов в области гражданской авиации, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду, которые подлежали пересмотру и отмене.
Одновременно с перечнями актов, подлежащих отмене в соответствии с частью 4 статьи 15 ФЗ «Об обязательных требованиях», был сформирован и утвержден (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467) перечень актов, содержащих обязательные требования, которые продолжат действовать и после 1 января 2021 года. Так называемый «белый список».
В «белый список» вошло 50 актов в сфере гражданской авиации.
Из них 8 актов Правительства Российской Федерации и 42 акта Минтранса России и Федеральной авиационной службы.
За время действия «белого списка» из него исключены 5 актов, а 4 ведомственных актов уже отменены.
Минэкономразвития России, как орган, ответственный за проведение регуляторной гильотины, систематически докладывало руководству государства статистику отмененных актов, а также переработанных и переутвержденных актов.
Однако наличие того или иного акта в «белом списке» не позволяет государственному органу внести в него изменения. Такой акт, в случае возникновения необходимости в корректировке его положений, должен быть переработан и переутвержден целиком. На этом фоне чиновники из Минтранса, оценив масштаб предстоящей работы по переработке и переутверждению актов в области гражданской авиации (а это ни много, ни мало 41 акт) и собственные силы, под благовидным предлогом необходимости внесения существенного объема изменений в нормативные правовые акты без их переиздания, направленных в том числе на устранение ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации (в том числе, в сельском хозяйстве),. приняли решение скорректировать пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467.
На сайте Regulation.gov.ru Минтрансом России размещен (https://regulation.gov.ru/projects#npa=143395) размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467» (ID проекта: 01/01/11-23/00143395).
Проектом предполагается для 22 актов из 41 акта «белого списка» в сфере гражданской авиации обеспечить возможность внесения изменений в нормативные правовые акты без их переутвеждения и фактически отнести их к актам, которые не подлежат переработке.
При этом значительное количество актов в настоящее время не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, что подтверждается самим регулятором в пояснительной записке к проекту постановления, в которой Минтранс России, обосновывая необходимость данных изменений, указывает на тот факт, что для сохранения отдельных положений нормативных правовых актов при их переиздании потребуется расширение полномочий Минтранса России. Таким образом, из указанной позиции Минтранса России следует, что часть положений нормативных правовых актов, содержащихся в «белом списке», утверждено с превышением полномочий Минтранса России.
Аргументация регулятора со ссылкой на беспрецедентное санкционное давление в связи с недружественными действиями ряда иностранных государств на гражданскую авиацию Российской Федерации делает проведение реформы нормативного правового регулирования в области гражданский авиации нецелесообразным в виду возникновения дополнительной экономической нагрузки на авиационные предприятия, которая в настоящее время избыточна, не выдерживает никакой критики, поскольку наличие избыточного нормативного правового регулирования прямо противоречит принципам «регуляторной гильотины».
Более того, изрядная часть актов в предлагаемом перечне не имеет никакого отношения к противодействию санкционному давлению.
Даже аргумент о том, что все это делается ради издания актов, позволяющих развивать производство и эксплуатацию беспилотников не объясняет необходимость фактической отмены регуляторной гильотины в гражданской авиации. Все что делается на СВО никакого отношения к предлагаемым новациям не имееет.
В случае внесения предлагаемых Минтрансом России изменений, акты, содержащиеся в перечне, будут отнесены к бессрочным актам, что вступает в противоречие с частью 4 статьи 3 ФЗ «Об обязательных требованиях», которой предусмотрено, что нормативный правой акт, содержащий обязательные требования, должен предусматривать срок его действия, не превышающий шести лет со дня его вступления в силу.
Таким образом, надежды предпринимательского сообщества на решения, принятые в рамках механизма «регуляторной гильотины», как на реальный инструмент, позволяющий сформировать нормативное правовое регулирование в гражданской авиации в соответствии с современными реалиями и брошенными вызовами, которые могли снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, создать благоприятный бизнес-климат и регуляторную среду – медленно таят, ввиду того, что должностные лица Минтранса России, руководствуясь исключительно конъюнктурными соображениями (не попасть в разряд штрафников за просрочку разработки и утверждения нормативных правовых актов), обнуляют ранее принятые решения.Минтранс России отменяет результаты регуляторной гильотины в сфере гражданской авиации
|