вторник 05/12/2023
19/02/2023 23:36 29/04/2023 05:36 11/11/2023 11:39 15/11/2023 06:46
Всему свое вместо: авиакомпании РФ заместят импортные детали на западных самолетах
Детали для западных самолетов разработают и выпустят в России.
Российские полярники открыли аэродром на «Ледовой базе «Мыс Баранова» на Северной Земле
Специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) ввели в эксплуатацию аэродром для тяжелых транспортных самолётов на колесном шасси на крупнейшей российской гидрометеорологической обсерватории «Ледовая база «Мыс Баран
СФ одобрил закон о налоговых льготах для сервисных компаний в авиаотрасли
Совет Федерации одобрил на пленарном заседании закон, направленный на снижение дополнительных налоговых издержек сервисных компаний авиационной отрасли
МИД РФ: инициированное Россией разбирательство в ICAO может занять не менее года
Процесс по инициированному Москвой разбирательству в отношении 37 стран в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) может занять не менее года
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Партнёр гражданской авиации Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнёр гражданской авиации» Гражданская Авиация
ФОНД
НАШИ
ПАРТНЁРЫ
Авиакомпании Авиастроение и ремонт Поставки ГСМ и топливозаправка Аэропорты СДЕЛАНО В РОССИИ
Производство оборудования Кетеринг Обслуживание авиапредприятий Средства навигации и связи
Страхование и лизинг Правовое обеспечение
ПОИСК ПАРТНЁРОВ:
Регистрация нового партнёра Контакты и реквизиты

Блестящие крылья Иркутска

Будучи самой большой страной в мире, Россия остро нуждается в современной авиации. И если с военными самолетами и вертолетами в стране всё традиционно отлично, то гражданское авиастроение с трудом пережило период перестройки. Амбициозные проекты советского периода в массе своей не взлетели как в прямом, так и в переносном смысле. Однако в последние годы российский авиапром старательно развивается, причем максимально сосредоточившись на использовании отечественных компонентов. Так, невзирая на санкции, на Иркутском авиазаводе постепенно выводят в серию уникальный среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. «Россия производственная» побывала на промышленной площадке ИАЗ, оценив степень готовности и перспективы проекта.

 
 
 
 

Страна самолётов


С самых первых шагов в авиастроении Россия зарекомендовала себя как страна с сильной инженерной школой и неординарными подходами к проектам. В начале 20 века, ещё в имперские времена, несмотря на отсутствие серьезных авиапредприятий, зависимость от поставок комплектующих из-за рубежа (да-да, о необходимости импортозамещения говорили уже тогда!), удавалось строить уникальные самолеты. Например, на Русско-Балтийском вагонном заводе было создано 76 бипланов «Илья Муромец», поставивших несколько рекордов по грузоподъёмности, времени и высоте полёта.

Позже авиационная промышленность Советского Союза только подчеркивала силу отечественной инженерной мысли. Серийные военные Пе, Илы, МиГи, гражданские Яки и Ту ставили собственные рекорды, выпускались тысячами, а некоторые и десятками тысяч. Не следует забывать и о моделях совсем уж легендарных – сверхзвуковом пассажирском Ту-144, сверхгрузоподъемной «Мрии», космическом «Буране», великом множестве различных модификаций вертолетов. Всё это навсегда вошло в историю авиастроения.

Развал СССР, нарушение цепочек поставок комплектующих, производившихся в теперь уже разных странах, развал экономики в 90-е и прочие глобальные неурядицы нанесли авиации серьезный удар. И если производство военных машин выживало благодаря экспортным вариациям, то с гражданским авиастроением всё стало очень грустно. Складывалось впечатление, что отечественные проекты останутся совсем не у дел, уступив место «Боингам» и прочим «Аэробусам». И действительно, некоторые профильные российские предприятия либо утратили былые компетенции, либо вовсе обанкротились. Но, к счастью, далеко не все.
Так, Иркутский авиационный завод (филиал ПАО «Яковлев») не только продержался самые тяжелые годы, но и смог изыскать средства на глубокое техническое и технологическое перевооружение. Как рассказывают в коллективе, руководство предприятия смогло вовремя сориентироваться, сформулировав эффективную стратегию развития в условиях общего кризиса. С одной стороны, завод освоил сборку самолёта-амфибии нового поколения Бе-200, в основном для нужд Министерства чрезвычайных ситуаций. А с другой – вышли на зарубежный рынок с отечественными военными разработками. Так, ВВС Индии заключило с заводом контракт на поставку модифицированной версии истребителей Су-30 (на 2023 год на вооружении Индии – более 250 таких машин). Тогда это позволило заводу не только остаться на плаву, но и обновить оборудование, обеспечив серьезный задел для будущих свершений.

Вообще ИАЗ традиционно специализировался на военной технике. История завода наглядно показана в его музее, где выставлены как модели выпускавшихся в разное время машин, так и их комплектующие. А если выйти в музейный двор, там можно увидеть и пощупать полноценные натурные образцы самолетов, которые когда-то собирал завод. Здесь и первый истребитель, выпущенный на предприятии, - И-14, легкий самолет Як-112, бомбардировщик Ил-28, истребитель Су-30 и даже экзотика – А002М – собственной разработки и производства автожир (небольшой винтокрылый аппарат, «младший брат» вертолета, недорогой в производстве и простой в эксплуатации). Автожир – ещё один проект из 90-х, которые хотели поставить на поток, надеясь на развитие частной гражданской авиации. Однако любителей посидеть за штурвалом собственного небольшого вертолета, видимо, оказалось недостаточно, чтобы запустить автожиры в серийное производство.

Пройдя же музейный зал полностью, выходишь к наиболее свежим проектам предприятия. Главный из которых – МС-21.


Крылатый завод

Среднемагистральный самолет МС-21 – самый перспективных проект российского авиастроения за последние десятилетия. Именно на этот самолет возлагают надежды отечественные авиакомпании, такие как «Аэрофлот», «Ютэйр», «Ред Вингс», «Аврора», «ИрАэро» и другие. Об этом говорит портфель заказов на МС-21, составляющий уже более 300 экземпляров. Строительство таких объемов – задача амбициозная для любого современного авиапроизводства.

За время своего существования проект МС-21 столкнулся с достаточно серьезными вызовами. Введение различных экономических санкций против России в разные годы усложнило производство. Отечественным поставщикам комплектующих приходится оперативно переходить на собственные разработки. При этом темпы импортозамещения действительно впечатляют. Некоторые узлы и агрегаты разрабатывают, испытывают и передают в серийную сборку буквально за считаные месяцы.

Коллектив Иркутского авиационного завода, (филиал ПАО «Яковлев»), на котором сейчас разворачивается серийный выпуск МС-21, сложности не пугали никогда. Предприятие, многие подразделения которого реконструировали и укомплектовали современнейшим оборудованием специально под сборку российского среднемагистрального самолета, смогло быстро адаптироваться к новым условиям. Сейчас в цехе окончательной сборки уже стоит линейка серийных планеров, на которые устанавливаются комплектующие отечественного производства вместо иностранных, в том числе в ближайшее время начнется установка российских двигателей ПД-14. В цехах агрегатной сборки идет изготовление последующих машин.

Ведутся работы по установке импортозамещенного оборудования и систем на опытные и следом на серийные машины. Поставка первой партии МС-21 заказчику намечена на конец 2024 года.

- Наша задача – собрать самолет, испытать его системы, сдать их по БТК и независимой инспекции и передать самолет для летных испытаний, - рассказывает Михаил Кириллов, начальник цеха окончательной сборки МС-21 Иркутского авиационного завода.

Сейчас в производстве находится уже 12 МС-21 (шесть из них должны пополнить парк авиакомпании «Россия»). Все воздушные суда находятся в разной стадии производства. На самолеты началась установка отечественных систем и агрегатов. В дальнейшем после широкого и глубокого анализа рынка будет определен вектор развития гражданского дивизиона. Так, импортозамещенный МС-21 может получить новые версии – МС-21-200 или МС-21-400.

Андрей Делигин, начальник бюро проектирования пресс-форм, работает на заводе более 40 лет. По его словам, несмотря на серьезный срок – этот труд ему нисколько не надоел. Меняются производственные процессы и подходы. Новые задачи помогают не терять творческий потенциал. Нынешнюю руководящую должность Андрей занял относительно недавно. Работать конструктором, по его словам, нравилось даже больше. Однако передачу опыта молодым специалистам он тоже считает важной задачей.

- Конструктор не только проектирует пресс-формы, но и делает объемные модели той или иной детали и сразу же выдаёт управляющие программы по их производству. Каждая пресс-форма – это творческое начинание. Нужно понимать, для чего и как будет использоваться деталь. И работать соответствующе, - заверяет Делигин. И указывает: одно из отличий работы до проекта МС-21 и после заключается в том, что для МСов выпускаются объёмные модели всех деталей. – Сделал модель, покрутил, посмотрел на неё с разных сторон. Это позволяет всесторонне оценить будущую деталь и проконтролировать дальнейшие этапы производства. МС-21, безусловно, добавил драйва конструкторской работе.

Одним из основных преимуществ ИАЗ Делигин называет постоянное техническое перевооружение:

- Новое оборудование практически исключает возможность брака. А производительность значительно увеличивается. Нужно меньше тратить время на обработку оснастки самолетов. Так что и время, и точность, и качество. Перевооружение завода в целом можно назвать колоссальным. Линии сборки самолетов на предприятии установлены современнейшие. Гордость берет, когда даже просто идешь по заводу. Главное - не останавливаться на достигнутом.
 
Слесарь-сборщик Константин Степанов на предприятии 7 лет. Интерес – главное, что привлекает его в работе над МС. Причем, по словам Константина, чем дальше – тем интереснее трудиться над его производством.

- Внедрение в работу импортозамещенных комплектующих вносит в работу и новизну, и азарт, - признается он. – Привлекает и сам факт, что устанавливаем на борт наше, отечественное оборудование. Никаких особых трудностей при установке нет. Конечно, самолет новый, все новое, но если возникают какие-либо вопросы, их всегда удается решить после обсуждения с коллегами. Нормальный производственный процесс.

Говоря об условиях труда, слесарь-сборщик особо отмечает длинный отпуск (порядка 40 дней), заботу о здоровье сотрудников, а также возможность отдохнуть в российских санаториях с внушительными скидками - сумма компенсации составляет 70 тыс. рублей.

Сергей Цибиков, работник 45-го цеха, устроился на ИАЗ в 2015 году. В учебном центре завода получил специальность и разряд. На проект МС-21 Сергей, по его словам, осознанно ушел со сборки военных машин. Стало интересно поучаствовать в новом перспективном проекте.

- Перевелся в 45-й цех и по сей день здесь работаю на сборке отсеков фюзеляжей. Ощущаю настоящую гордость от работы на таком масштабном проекте. Очень надеюсь, что МС-21 запустят в серию в ближайшее время. Приятно смотреть, как всё постепенно развивается, как корпус самолета постепенно обрастает оборудованием.

Отдельно Сергей отмечает, что завод заинтересован в развитии кадров. Так, недавно прошло обучение по управлению роботизированным манипулятором, помогающим в рабочих процессах.

Амбициозный новичок

На самом предприятии, да и за его пределами – в районе, построенном вокруг Иркутского авиационного завода, духом МС-21 пропитано буквально всё. Рекламные щитки, плакаты, разного вида постеры и чуть ли не граффити с новинкой можно углядеть практически везде – от проходной завода до близлежащих кафе. Заметно, что на предприятии и в регионе в целом, проектом искренне гордятся. И есть чем.

На заводе подчеркивают: МС-21 создан на базе новейших разработок в авиастроении и ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок. По задумке конструкторов, МС-21 должен заменить устаревший советский Ту-154 и потеснить зарубежные аналоги: А-320 и Боинг-737. Новый самолет по большинству показателей превосходит своих конкурентов. Например, конструктором удалось создать оптимальную форму носовой части и обтекателей таким образом, чтобы сделать самолет наиболее устойчивым в небе. Фюзеляж самолета традиционно алюминиевый, а вот хвостовое оперение и крыло созданы из особых композиционных материалов. Такое крыло и дешевле в производстве, и лучше по всем аэродинамическим характеристикам. Получил МС-21 и новейшие российские двигатели ПД-14.
 
 
 
 
 
 

Всё это делает МС-21 проектом для России уникальным. Собственный современный среднемагистральный самолет необходим стране с учетом ее размеров. В частности, лайнеры будут использоваться для перелетов между регионами Дальнего Востока, а также для связи дальневосточных субъектов страны с центральной Россией. Так, соглашение о намерениях на поставку 10 самолетов МС-21 с 2027 по 2030 год дальневосточной авиакомпании «Аврора» от ПАО «Яковлев» заключено в рамках VIII Восточного экономического форума. Соответствующее соглашение подписали заместитель генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации по гражданской авиации, генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский и генеральный директор авиакомпании «Аврора», специализирующейся на выполнении дальневосточных рейсов, Константин Сухоребрик.

Как подчеркнул Андрей Богинский, повышение транспортной доступности социально значимых регионов – одна из приоритетных задач для авиационной промышленности:

- Как ведущий производитель гражданских авиалайнеров в России, «Яковлев» делает все для ее решения, и очередным важным шагом в этом направлении стало подписание соглашения о намерениях с авиакомпанией «Аврора». Уверен, что с помощью новых отечественных самолетов МС-21 авиакомпания сможет сохранить и нарастить пассажиропоток на Дальнем Востоке, - отметил он.

Краткое резюме относительно степени готовности МС-21 «Россия производственная» попросила подвести Александра Вепрева, генерального директора Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Яковлев», депутата Законодательного собрания Иркутской области, председателя Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России:

- Завершен первый этап по развертыванию серийного выпуска МС-21, в рамках которого на заводе проведена модернизация базовых производств, создана линия автоматизированной сборки лайнера, рассчитанная на 36 машин в год, построен современный ангар для наземной отработки лайнеров, идет модернизация гальванического производства и т.д. Работа в этом направлении продолжается в соответствии с инвестиционной программой и запланированной динамикой роста объемов производства самолетов МС-21. Учитывая готовность планеров по плану поставки в 2024 году, очень важно обеспечить своевременную поставку импортозамещенных систем и оборудования предприятиями - участниками внешней кооперации. Решение этой задачи будет определять сроки готовности самолетов. В дальнейшем всем необходимо параллельно обеспечить рост объемов производства самолетных систем и комплектующих, в соответствии с динамикой плана изготовления самолетов. В начале октября было проведено заседание управляющего комитета по внешней кооперации, где рассматривались наиболее проблемные вопросы по разработке и изготовлению импортозамещенных систем основными поставщиками. Задача – обеспечить комплектующими серийные машины в соответствии с единым согласованным графиком. Необходимо увеличить производственные мощности, реализовав утвержденные инвестиционные программы. А это очень сложно – проводить модернизацию производственных мощностей с одновременным ростом объемов выпуска продукции без остановки действующего производства, - рассказал глава предприятия.

Главная задача проекта проекта «Россия производственная»– рассказать о лучших в стране предприятиях понятным языком, показать жизнь и красоту производств изнутри, а также представить инновационные производства и предприятия. Следите за материалами раздела, изучайте опыт лучших промышленных предприятий страны!
 

Обучить и закрепить


В последние годы кадровый голод по техническим специальностям испытали многие промышленные предприятия по всей стране. Крупные заводы по-разному решают эту проблему. Токари, фрезеровщики, слесари, сборщики – этими и другими специалистами ИАЗ обеспечивает себя сам, подготавливая людей в собственном Учебно-производственном центре, в котором ежегодно проходят обучения сотни человек.

- Основные направления работы – подготовка принятых на предприятие специалистов по рабочим профессиям, - рассказывает заместитель начальника отдела подготовки кадров по производственному обучению Иркутского авиазавода Александр Хуззятов. - Мы одни из первых, кто ощутил, что увеличилась потребность в рабочих на предприятии. С прошлого года значительно увеличился набор учеников. В конце 2022 года было, что у меня в учебном цехе одномоментно находилось 100 учеников. Как правило, молодежь к нам приходит после школы, службы в армии или же после работы в других местах не по рабочим специальностям. Мы фактически с нуля обучаем человека, делая из него полноценного рабочего.

Когда люди приходят на завод, многие не понимают, в чем будет заключаться работа по той или иной профессии. При этом количество тех, кто на стадии обучения понимает, что промышленное производство – не его история, составляет всего 5-10%. То есть более 90% молодых людей погружаются в профессию.

- Многие ученики раньше пытались учиться по совершенно другим специальностям. Например, на юристов или даже поваров. Есть такие, которые, не имея раньше никакого отношения к техническим профессиям, очень быстро погружаются в процесс. Из поваров получаются неплохие рабочие! – утверждает Хуззятов.

Результаты работы Учебно-производственного центра отлично видны из статистики. За 2022 год подразделение подготовило 439 новых рабочих. А переподготовку и повышение квалификации, как на базе УПЦ, так и в других образовательных учреждениях, и вовсе прошли тысячи сотрудников завода. Отдельное удовольствие – следить за успехами специалистов, вышедших из Учебно-производственного центра. В 2023 году почти все призовые места в серии конкурсов «Лучший по профессии» на заводе заняли именно выпускники УПЦ.

Александр Вепрев, генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Яковлев»:

– Для успешной реализации проекта МС-21 необходимы квалифицированные кадры. Ведь под этот и другие крупные проекты создаются тысячи новых рабочих мест, появляются новые профессии. К примеру, раньше сборка самолета велась на стапелях, а теперь – на автоматизированных станциях. Только за 2022 год коллектив ИАЗ вырос на 450 человек. А всего планируется к 2027 году набрать 3500-4000 новых сотрудников. Работа по созданию новых рабочих мест продолжается. Ведется системная работа по подготовке кадров рабочих, специалистов со среднетехническим образованием, совершенствуется система мотивации. У нас на заводе она выстроена на ближайшие годы. Набор кадров на 2023 год продолжается.
 




НАШИ КОНТАКТЫ
Координаты Фонда:

125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 3
Тел.: (915) 218-56-58

Электронная почта

Учебные заведения ГА

Подготовка кадров ГА - одна из наиболее острых проблем отрасли. Отрасли остро не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по УВД, профессиональных техников.
В текущем году авиационные учебные заведения страны увеличивают прием студентов.

Информационное агентство Российская авиация и космонавтика

Denzy

Союз авиапроизводителей


ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Новости гражданской авиации и авиакомпаний | Фонд «Партнёр гражданской авиации» | Карта сайта

Материалы об авиакомпаниях:

Авиакомпании в Фонде «Партнёр гражданской авиации»
Новости СМИ об авиакомпаниях | Статьи в прессе об авиакомпаниях | Авиакомпания «Россия» | Авиакомпания «Аэрофлот» | Авиакомпания «Атлант-Союз»
Типы бюджетных авиакомпаний | Как правильно выбрать авиакомпанию? | Обязанности авиакомпании при задержке рейса | «Черный список» авиакомпаний